Адаптация обучающихся десятиклассников. » КГУ "Общеобразовательная школа №97"
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№97 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 276-15-93
Оқу бөлімі:
+7(727) 338-27-67
@mail.kz
Версия для
слабовидящих
» » Адаптация обучающихся десятиклассников.
06
сентябрь
2022

Адаптация обучающихся десятиклассников.

                                                     Адаптация обучающихся десятиклассников. 
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. 
Адаптированный обучающийся – это обучающийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов. 
Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы обучающихся в 10 класс. Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу. 
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями. Обеспечение плавного и мягкого перехода обучающихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников. 
Основные задачи: 
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
 2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника. 
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
 4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. 
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников? В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других. 
Трудности адаптационного периода для десятиклассников. 
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе. 
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение. 
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения. 
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
 Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать? 
1) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь обучающемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение. 
2) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться? 
5. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром. 
      «Рекомендации классному руководителю по успешной адаптации обучающихся 10 класса» 
· контролировать успеваемость и посещаемость;
· способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности; 
· обращать внимание на структуру мотивов обучения;
· способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив; 
· способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми; · способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
· организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка; 
· оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль. 
     «Рекомендации педагогам-предметникам по успешной адаптации обучающихся 10 класса» 
· важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив; 
· необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
· правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины; 
· видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать; 
· не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.